Психолог для подростка

Дети примерно с 12-ти лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) входят в пору непростых и иногда очень болезненных перемен. Меняется все: тело, мышление, эмоции, поведение… Больше всего трудностей для родителей представляет непредсказуемый и очень индивидуальный характер этих изменений. Подростки стремятся к независимости от родителей, хотят выйти из-под контроля, но еще не могут в достаточной степени отвечать за себя, за свои поступки. Они бывают резки и раздражительны, иногда обидчивы и ранимы, иногда грубы и неприветливы. У них появляется своя жизнь, о которой они не хотят рассказывать родителям – отсюда вранье, недомолвки, скрытность… Многие родители подростков сталкиваются с чувством беспомощности, когда понимают, что никак не могут наладить с ними отношения. Вот самые распространенные жалобы:

  • «совсем от рук отбился, хамит и отца не во что не ставит»;
  • «сидит весь день за компьютером и совсем перестал делать уроки»;
  • «слышу часто, как он/она плачет, закрывшись в своей комнате, никого к себе не подпускает»;
  • «грозится покончить с собой, если я не разрешу/не куплю/не отпущу…»;
  • «не ночует дома/поздно возвращается домой, не отвечает на мои звонки»;
  • «запрещаю ему курить, а от него все равно иногда пахнет куревом»;
  • «качает права, ссылаясь на конвенцию о правах детей»;
  • «обещает, клянется, но все равно не делает»;
  • «стал апатичным и безынтересным, ничем толковым не занимается»;
  • «чувствую, что между нами пропало доверие»…

Самое трудное для родителей подростков – это принять тот факт, что они перестали быть для своих детей авторитетом. У молодых людей и девушек появляются свои кумиры: актеры, певцы, известные лидеры или учителя, они чаще ориентируются на то, что модно и принято в кругу сверстников, чем в родительской семье… Может ли подростковый психолог войти в доверие к подростку, чтобы быть ему полезным на непростом пути к взрослости? Ко всем ли подросткам можно найти подход? Чем именно может помочь психолог подростку?

Я работал подростковым психологом в Санкт-Петербурге (СПб) более 10 лет и накопил немалый опыт общения с ними. Отвечая на эти вопросы, я хочу начать с того, в чем они нуждаются:

  • Им бесконечно важно чувствовать себя членом группы/класса/тусовки. Эта причастность и свой статус среди сверстников сильно влияют на их самооценку и эмоциональное состояние. Порой они не могут сами осознавать силу и степень этого влияния, особенно, когда взрослые не придают этому значения. Психолог для подростка может быть экспертом в его отношениях со сверстниками. Опираясь на свои знания из области психологии групп и лидерства, он может помочь ему разобраться в своих чувствах, занять достойное место в значимой для него группе.
  • Подростки нуждаются в достаточном пространстве для проявления своей самостоятельности. Они пробуют себя в разных ролях и масках, тем самым изучая свои возможности и предпочтения, стремятся заполучить больше свободы и места, где они могли бы сами принимать решения и действовать. Если дома у них такого пространства не достаточно, то они могут выбирать не самые безопасные места и виды активности, а порой напрямую связанные с риском для жизни. Подростковый психолог может быть в этом случае некоторым «спасательным кругом». С одной стороны, он может посоветовать родителям, как те могли бы обеспечить для подростка свободную от их контроля среду обитания дома, а с другой, будучи у подростка в доверии, слегка «отрезвлять» его, когда тот планирует рискованные для себя поступки.
  • Подростки очень нуждаются в принятии и понимании со стороны взрослых. Обычно, с родителями им бывает трудно почувствовать себя принятыми от того, что они находятся под их сильным влиянием: те их воспитывают, учат как жить, ждут от них хорошей успеваемости в школе, беспокоятся, в чем-то контролируют и что-то запрещают. Понимание между подростками и их родителями тоже бывает затруднено из-за стремления молодых людей и девушек к автономии и независимости. Психолог для подростка – это тот взрослый, который прежде всего настроен на понимание и принятие с целью помочь подростку разобраться в себе, но: не влиять, не внушать, не исправлять, не корректировать, не наставлять на путь…
  • Подросткам необходима адекватная обратная связь об их внешности, переживаниях и поступках. Дело в том, что в подростковом возрасте активно формируется система ценностей и представление о себе. Молодые люди и девушки познают себя, примеряя разные роли и формы активности. Обратная связь от родителей часто воспринимается подростками «в штыки», так как те стремятся оказать на них положительное влияние, указать, что правильно, а что – нет. Адекватная, в данном случае – это значит принимаемая ими, доходящая до их понимания, способная помочь им увидеть себя со стороны. В этом может помочь подростковый психолог. Одна из самых важных его профессиональных способностей – это способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения, способствующие принятию подростком обратной связи о себе.

Не всякий подросток добровольно согласится идти на прием к психологу. Бывает, что отчаявшиеся родители пытаются придумать различные способы решить эту проблему: от попытки пригласить подросткового психолога на дом, до угроз и манипуляций типа: «не будешь меня слушать, отведу к психологу», «если сходишь к психологу, то куплю…» Заранее скажу, что я на дом к подросткам не выезжаю, и консультация с подростком, которого привели насильно, вряд ли увенчается успехом. Я смогу помочь Вашему сыну или дочери только, если у нас сформируется доверие друг к другу. Я для этого буду прилагать максимум усилий, но и с Вашей стороны тоже требуется некоторая помощь. Вот мои рекомендации по тому, что можно, а что нельзя делать, желая направить подростка к психологу:

  • категорически нельзя запугивать ребенка тем, что отведете его к психологу – это сразу ставит крест на всей нашей будущей работе;
  • нельзя «заманивать» подростка к психологу, обещая ему какие-то вознаграждения;
  • не стоит также идеализировать психолога, как будто тот – некий чародей, который решит все проблемы за один сеанс;
  • желательно, в первый раз сходить к специалисту без подростка, чтобы услышать его экспертное мнение и, при назначении им психологической помощи подростку, вместе прийти к общему пониманию дальнейшей работы;
  • хорошо бы родителям самим понимать, как именно может помочь психолог подростку, тогда они скорее смогут до него это понимание донести, чтобы у него самого появилась мотивация обратиться к психологу;
  • родителям надо быть готовым к тому, что корни проблемы, из-за которой они хотели бы привести к психологу подростка, могут находиться в семейной системе отношений, и тогда психолог может их направить на семейную терапию;
  • подросткам для того, чтобы начать доверять психологу, порой необходима не одна консультация, а несколько – с ними эффективнее всего работать в длительной терапии, сопровождая их взросление…

Если Вам нужен психолог для подростка в Санкт-Петербурге (СПб), то можете обратиться ко мне. Подробнее мой опыт работы описан на этой странице. Адреса, по которым я принимаю – на странице «Контакты». О стоимости моих услуг можно узнать здесь. В конце первой консультации мы с Вами определимся про формат работы. Обычно, работая с подростком, я предлагаю родителям периодически брать у меня консультации по необходимости. Режим встреч определяется индивидуально.





Контакты

Тел.: +7 (921) 899-21-22

Skype: ananiev_andrew

Email: